Сила в правде

Навигация

Виталий Шапран: Цены на газ: мифы и МВФ

Виталий Шапран: Цены на газ: мифы и МВФ
в Публикации/Социальная правда

Один из вопросов, который сегодня якобы мешает Украине получить очередной транш МВФ, – это цены на газ для населения. Данной проблеме столько же, сколько и отношениям между Украиной и МВФ. Но особенно остро эта проблема встает перед выборами. Население воспринимает повышение цены на коммунальные услуги как рост стоимости жизни в стране, что не способствует росту электоральных симпатий. Похоже, что ситуация в 2018 году повторится и властям придется выбирать между кредитом МВФ и симпатиями населения.

Повышение цен на газ: обратная сторона медали 

Виталий Шапран: Цены на газ: мифы и МВФ
Виталий Шапран, экономист

Не буду выглядеть глупо и рассказывать, что для населения повышение цены на газ – это благо. Конечно, это не благо, и конечно, никто из семей, живущих на среднюю зарплату даже двух работающих членов семьи (+/-20%), не будут рады этим новостям, особенно в октябре-ноябре – когда получат первые счета за отопление. Однако кроме недовольства населения, у этого решения есть еще ряд серьезных минусов, и главный минус – это инфляционные риски.

Один из анонсированных в прессе планов правительства – это введение для населения «социального объема потребления». Предполагается, что «социальный объем потребления» для населения и предприятий ТЭК будет зафиксирован всего на уровне 3,3 куб. м на человека в месяц при условии централизованной поставки  горячей воды, и 5,4 куб. м. – без. Оплата социального уровня будет происходить на уровне – 6,96 тыс. грн. за тыс. куб. м. В случае превышения социальной нормы с июня 2018 года платить придется по 10,99 тыс. грн., а с октября 2018 года – по 11,47 тыс. грн.  за тысячу куб. м.

То есть платежки за газ вырастут в гривнах примерно в два раза, что, конечно же, приведет к росту инфляции и вызовет обычную цепную реакцию: население, получив платежки, в очередной раз будет вынуждено удариться в субсидии, а те, кому субсидия не положена, будут ожидать повышения зарплат, что будет двигать работодателей в сторону повышения цен. Инфляционный удар придется на январь-февраль 2019 года и, скорее всего, инфляционный всплеск будет оказывать влияние и на курс гривны.

Вторая проблема в том, что в Украине и так большое число семей сидит на субсидиях, эффективность которых, мягко говоря, сомнительна. Кроме того, что государству нужно поддерживать огромный аппарат по администрированию субсидий, сами субсидии не стимулируют занятость населения в официальной экономике, а наоборот – стимулируют зарплаты в конвертах. Особенно это стало заметно после прихода в западные области иностранных инвесторов, типа японской компании Фуджикура. Местному населению выгоднее сидеть на минималке, получая доплаты в конверте, и одновременно подавать на субсидию, чем получать «в белую» и лишиться субсидии. Поэтому рост субсидий на самом деле для национальной экономики менее выгоден, чем введение «социальных норм для всех». В правительстве это уже сообразили, но, к сожалению, слишком поздно для того, чтобы сломать отстроенную прожорливую и неэффективную систему.

  Сколько стоит газ для украинцев? 

Цена газа от Газпрома в марте 2018 года составляла всего 238,55 долларов США за тысячу кубов или 6195 грн, т.е. в уже заложенном тарифе мы даже несколько переплачивали ту цену, которая сложилась на границе с РФ. Однако когда в мартовские морозы Газпром начал «психовать» и судорожно делать заявления о прекращении транзита, а также то о возобновлении, то о прекращении поставок газа, Украина начала покупать газ на европейском спотовом рынке по 250-500 долларов. Видимо, именно этот всплеск цены и заставил наших западных кредиторов поговорить о повышении стоимости газа.

В то же время, в эту стоимость газа еще должны войти налоги, стоимость доставки до потребителя и т.д. В итоге мы и получаем официальную цену примерно в 440 долларов. Однако я думаю, что заявленная цена – это продукт раздувания себестоимости газа государственными монополиями, и не более того. Вопрос в том, что в Украине нет конкурентного рынка газа для населения. Ваш ЖЕК или ОСББ не может сказать: «сегодня мы покупаем газ из Украины, а завтра – из Польши или РФ».

В итоге, добывая в Украине в 2017 году почти 21 млрд. кубов газа (то есть примерно столько же, сколько потребляет население) мы почему-то подтягиваем цену к рынку спот плюс накрутки госмонополий. Коли нет рынка газа, то населению будет очень тяжело пояснить, почему газ внутренней добычи должен стоить столько же, сколько он стоит в ЕС, или даже больше.

Сразу после смены власти в Украине против компании Укргазвыдобування было возбуждено очень много уголовных дел. Исходя из материалов следствия по этим делам, стало ясно, что госкомпании по месту добычи буквально облеплены поставщиками, подрядчиками, консультантами, которые помогали еще при прошлой власти нарастить скромную себестоимость газа. К сожалению, за 3 года многие дела рассосались, а в ведении ГПУ остались буквально несколько перспективных дел, но и они все еще находятся на стадии расследования.

Украинский газ, конечно, добывается по себестоимости не 40 долларов США, о которых твердит оппозиция, а гораздо выше, но и до мировой цены он по своей стоимости дотягивать не мог. На мой взгляд, вся государственная газовая вертикаль в Украине слишком коррумпирована и без вмешательства ГПУ, СБУ и полиции назвать точную себестоимость газа будет проблематично. Однако стране нужно менять модель рынка газа и мощно ударить по «газовому» лобби в правительстве, если, конечно, члены правительства и провластные депутаты имеют планы выиграть грядущие выборы в 2019 году. Если не пошевелиться, то уже в 2019 году наше население может платить за газ больше чем жители Восточно-европейских стран.

Евростат публикует статистику с опозданием и в несколько непривычном для нас формате, но даже она дает понять, что дальнейшее повышение цен на газ для населения будет выглядеть, мягко говоря, некрасиво. По итогам первого полугодия 2017 года средняя стоимость газа в ЕС для населения составляла 0,058 евро за кВт. Больше всех за газ платили датчане (0,081 евро за кВт), меньше всех – румыны (0,033 за кВт). Для справки: в Турции газ населению обходился 0,034 евро, а в Украине – 0,018.  Но если поднять цену в 2 раза, то мы будем платить за газ больше болгар, венгров, турок и румын. Учитывая, что доходы населения в этих странах больше чем в Украине, то рост цен на газ является для нашей страны опасным социальным экспериментом. Также стоит обратить внимание, что цена на газ в ЕС в основном формируется в евро или в валютах, которые привязаны к евро, курс которого к доллару последнее время снижается. Т.е. статистика за первое полугодие 2018 года по Украине в евро может показать рост цены за 1 кВт. 

О дружбе с МВФ 

Итак, Украине дружить с МВФ, конечно, нужно. Однако и нужно понимать, что МВФ не жаждет привести цену газа на уровень, который выше цен в Венгрии, Румынии, Турции или Болгарии. Фонд хочет сбалансированный бюджет, в котором не должно быть место «газовым субсидиям». Специалисты Фонда ничего не знают об уголовных делах по линии Укргазвыдобування и «плавают» в вопросах себестоимости газа украинской добычи. В условиях, когда конкурентного рынка газа для населения нет, украинскому правительству следует это признать и, возможно, оказать жесткое силовое давление на газовые монополии, чтобы самостоятельно навести порядок в отрасли. Нужно показать нашим западным партнерам, что на самом деле даже при действующих ценах нет никакой острой необходимости резко повышать стоимость газа для населения.

Есть, конечно, и второй вариант: сделать вид, что в газовой отрасли от добычи до доставки все отлично, повысить цены для населения вдвое и дать заработать на этом коррупционной вертикали. Но я думаю, что путь этот никуда не приведет кроме как к поражению на выборах. После очередного витка цен можно, конечно, формально удовлетворить экспертов МВФ, но через 2-3 года газовые монополии опять раздуют себестоимость и картина будет такой же как сейчас, а вот выборы (и президентские, и парламентские) действующая власть может с треском проиграть.

Вот поэтому я думаю, что если власти так уж необходимы деньги МВФ, для нее предпочтительнее будет первый вариант, возможно с небольшим повышением цен на газ в угоду Фонду, но без последствий для населения.

Виталий Шапран

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние Публикации

Scroll Up

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: