Сила в правде

Навигация

Сотрудничество с МВФ: прекратить нельзя продолжить

в Экономическая правда/Публикации

2018 сказался очередным кризисом в отношениях Украины и ЕС, которая в очередной раз поставила большой знак вопроса на сотрудничестве нашего государства и международной института. И хотя пока речь идет, как, только о получении очередных траншей, однако этот вопрос является «техническим» только на первый взгляд. На самом деле, он является глубинным и вполне может определить политическое будущее Украины на ближайшие годы.

Петр Олещук, политолог

Официальная проблема сотрудничества Украины и МВФ на данный момент заключается в отсутствии прогресса в создании антикоррупционного суда, хотя соответствующие обязательства на себя Украина взяла достаточно давно. Возможно, однако, что на самом деле причина проблем заключается в том, что в МВФ устали от старого, испытанного годами принципа сотрудничества с Украиной: «Вы делаете вид, что осуществляете реформы, а мы делаем вид, что вам верим».

Жесткий клинч

Очевидно, что когда украинская власть брала на себя обязательства по созданию антикоррупционного суда, то ожидала «отделаться» и на этот раз привычными декларативными действиями. То есть, создать формально соответствующее учреждение, но чтобы этот новый суд принципиально ничем не отличался от условного «Печерского». Закрепить это положение должен был соответствующий президентский законопроект.

В то же время, в МВФ поспешили в этой ситуации «стать в позу» и заявить, что примут в качестве условия дальнейшего сотрудничества только определенную, конкретную редакцию законодательства о новом судебном учреждении. Это сразу превратило «декларативную норму» и принципиальный вопрос. И, несмотря ни на что, в МВФ подтвердили недавно, что не отступятся от выставленных ранее условий.

В частности, об этом говорится в официальном заявлении МВФ по итогам работы в Киеве группы его экспертов. «Сейчас важно, чтобы власть Украины обеспечила безотлагательном рассмотрение, но согласно парламентских процедур, законопроекта об Антикоррупционном суде», — говорят в фонде. Также, отмечают там, важно, чтобы во время рассмотрения в Верховной Раде были учтены поправки для полного соответствия закона условиям программы фонда EFF и указанным в ней обязательствами страны, а также рекомендациям Венецианской комиссии. Согласно заявлению, кроме этого, власти Украины должны обеспечить прогресс в реализации других отложенных мероприятий, в том числе в энергетическом и фискальном секторах, которые необходимы для достижения поставленных программой сотрудничества целей.

(Анти) ​​системный суд

В чем принципиальность данного вопроса? Почему депутаты ВР, которые, как правило, склонны голосовать за любые решения, теперь решительно протестуют против «иностранного диктата»?

Здесь необходимо понять, что еще во времена Л. Кучмы в Украине сформировались достаточно своеобразные отношения между исполнительной и судебной властью, формально были разделены, как и во всех цивилизованных странах, а реально — работали в достаточно тесном взаимодействии. Основа этого сотрудничества базировалась на том, что судьям были нужны материальные преференции, которые могла дать только исполнительная власть, а самой исполнительной власти — судебная легализация ее решений.

Очевидно, даже за океаном уже всем понятно, что вся эта система — основа модели «круговой поруки», которая цементирует коррупционные отношения в украинском политикуме. Поэтому любые декларации о «борьбе с коррупцией» теряют всякий смысл, если не опираться на независимую судебную власть, которую теоретически и должен олицетворять антикоррупционный суд. Однако, он должен быть принципиально иным, поэтому, очевидно, в МВФ и задают вопросы: только сформирован по определенным процедурам суд, или мы прекращаем сотрудничество, ведь тогда любая финансовая помощь будет только наполнением «дырявой бочки».

Не менее понятно, почему в украинской власти так решительно сопротивляются нововведениям. Неформальный контроль над судами давно считается основой президентской власти в стране. Именно контроль прокуратуры и судов и выстраивает основы всесилия Администрации Президента опять же со времен Кучмы. Это цементирует статус главы государства как лидера «правящего класса». Любые существенные изменения могут нарушить существующий баланс.

Сможет ли президент так же успешно собирать депутатов в большинство, если он не сможет «решать» проблемы депутатов с коррупционными делами в судах? Или чувствуют ли себя депутаты спокойно, если знать, что не смогут гарантированно решить все проблемы через «специальных людей» в АП?

Этим, очевидно, и объясняются столь предприимчивые баталии.

Вопрос цены на газ

Однако, судами не исчерпываются проблемы сотрудничества Украины и МВФ.

Согласно условиям действующего Меморандума о сотрудничестве с МВФ, украинское правительство обязуется: держать цену на газ на уровне европейской (ценовым ориентиром является газовый хаб NCG у немецкого города Дюссельдорф + доставка до украинской границы) пересматривать цену по мере появления разрыва между украинской ценой и ценой «немецкого хаба» хотя бы в 10 процентов.

Согласно выданной самим же правительством постановлением, этот пересмотр делается дважды в год. В октябре 2017 КМУ отказался планово пересматривать цену на газ. Сейчас приближается дата следующего просмотра — апрель 2018 года. Очевидно, что цена изменилась более чем на 10 процентов. Итак, правительство, опираясь на собственные документы и подписаны собой же международные соглашения, должен повысить цену на газ. Однако премьер В. Гройсман уже успел заявить о том, что цены на газ повышаться не будут.

Так как же решить это противоречие? Выход был найден специфический. Вместо одного постановления, Минэнерго разрабатывает другое. В новом проекте Министерство энергетики предлагает учитывать стоимость европейского газа за предыдущий отопительный сезон (с апреля по октябрь), а не за 12 календарных месяцев, как это прописано в документе сейчас. Таким образом, будут учитываться периоды с более низкими ценами на немецком хабе. Кроме того, в новом постановлении отменяют условие «цена меняется, только если разница составляет от 10%». Если пересчитать цену на газ по новому постановлению, окажется, что действующий тариф как минимум на 13-14% ниже расчетного.

То есть принцип импортного паритета, который рекомендуют Украине западные партнеры при определении формул цены на ключевые энергоресурсы — газ и уголь, фактически выхолащивается. Это значит, что снова появится две цены на газ — рыночная для промышленности и льготная для населения и ЖКХ, явно противоречит условиям сотрудничества с МВФ и, очевидно, дополнительным фактором для разрыва.

Что дальше?

Очевидно, что сейчас стороны «играют на нервах», пытаясь добиться уступок от «партнеров». Хотя похоже, что на этот раз МВФ не отступится. И вариантов может быть только два. Оба — довольно неоднозначные для президента и его окружения.

Вариант первый. Украинская власть идет на уступки и принимает закон о новом суд у «желаемой» для МВФ редакции. Далее они могут попытаться саботировать выполнение принятых норм. Однако, это будет-выглядеть для правящей элиты как слабость со стороны Порошенко, что не может «защитить их» от давления со стороны Запада. А это может иметь неприятные для действующего главы государства последствия в контексте президентских выборов.

Вариант второй. Политические игры доводят до разрыва с МВФ. Это имеет весьма негативные последствия для экономики и стабильности национальной валюты.

Однако, самое главное, что разрыв с МВФ может разрушить «официальную мифологию» украинской власти, основанной на представлении самих себя в качестве «представителей Запада».

Разрыв с Западом в лице МВФ может разрушить выстроенную годами модель легитимности власти Порошенко, которая базировалась на том, что он «реализует западные планы в Украине и выводит нас из-под влияния России».

И сейчас трудно прогнозировать, куда может вывести этот «клинч».

Петр Олещук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги:
Загрузка...
Завантаження...
Завантаження...
Загрузка...
Загрузка...

Последние Экономическая правда

Scroll Up

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: