Сила в правде

Навигация

«ФБР по-украински», которое так и не стало реальностью

«ФБР по-украински», которое так и не стало реальностью
в Политическая правда/Публикации

20 ноября, согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса Украины, все функции досудебного следствия от прокуратуры и СБУ должновзять на себя Государственное бюро расследований. ГБР должен быть единым органом, нарушать производства и проводить досудебное расследование в отношении чиновников. Прокуратура же вследствие реформы должна продолжить только процессуальное руководство в делах и поддерживать обвинение в судах.

«ФБР по-украински», которое так и не стало реальностью
Петр Олещук, политолог

Но проблема в том, что ГБР на данный момент не существует. Даже руководителя для этого органа пока не назначено. По закону его назначает Президент по представлению Кабинета Министров, предложение котором, в свою очередь, оказывает специальная конкурсная комиссия. И уже на уровне этой комиссии процесс буксует очень давно. В частности, только полгода разрабатывали процедуру тестирования кандидатов на полиграфе. Короче говоря, во всем процессе видны явные признаки затягивания. Причем, достаточно сознательного.

На этом фоне Генпрокурор Ю. Луценко развернул активность, смысл которой заключается в том, что создание ГБР и передача данному органу функций ГПУ «не время», ведь прокуратура только развернула активную деятельность по расследованию преступлений. В частности, связанных с деятельностью «режима Януковича». И здесь, в частности, в качестве примеров приводится как «дело Януковича», так и «дело Каськива».

В этом контексте интересным выглядит давнишняя заявление самого Луценко, что он, мол, работает в ГПУ временно, обеспечит реформирование структуры, а затем, после создания ГБР, намерен уйти в отставку.

В этом контексте сознательный саботаж создания ГБР уже не кажется случайным, а скорее является результатом определенных планов как руководства государства, так и руководства ГПУ.

Итак, почему не дают появиться «ФБР по-украински»?

Во-первых, ГПУ, обладает еще «сталинскими» полномочиями, всегда была для всех украинских президентов очень удобным механизмом реализации собственной политики. Хотя формально прокуратура должна быть независимой от политической власти, однако сам механизм назначения Генпрокуроры через представление кандидатуры президентом исключало такую ​​возможность.

На данный момент ГПУ возглавляет абсолютно лояльный к президенту политик Ю. Луценко, не имеет ни юридического образования, ни опыта работы в прокуратуре. В этом контексте он является идеальным генпрокурором. Очевидно, что, хотя бы вследствие принципов конкурса в ГБР, настолько же идеальный «кандидат» не сможет возглавить это ведомство.

Кроме того, сочетание функций досудебного следствия и обвинения в суде тоже делают нынешнюю ГПУ идеальным механизмом реализации «политической линии». Поэтому ни президенту, ни его окружению на самом деле вовсе не нужно что-то менять.

Во-вторых, как уже отмечалось выше, Юрий Луценко «грозился» уйти из ГПУ после завершения реформы и «передачи дел» в ГБР. И это логично, ведь в прокуратуре, лишенной значительной части полномочий, ему действительно нечего будет делать, ведь он, очевидно, рассматривает нынешнюю свою должность как часть общего движения в пределах своей политической карьеры.

Похоже, что Луценко действительно готовится уйти из ГПУ, но, очевидно, не сейчас, и, очевидно, совсем не на пенсию. Лучший вариант для него — вернуться в политику в качестве победителя, опираясь на положительный ореол успешной работы по реформированию прокуратуры и по расследованию резонансных дел.

Схема, в общем, может выглядеть следующим образом. ГПУ расследует определенное количество резонансных дел и отчитывается о них перед обществом, дальше Луценко идет, и, окруженный положительным ореолом, возглавляет список политической силы, которую проводит в парламент, и там уже рассуждает о должности, достойные его нового статуса.

Очевидно, здесь особую роль играют дела против экс-президента В. Януковича, которые сам Луценко называет «процессом века». Янукович тем полезнее подозреваемый, что, во-первых, самостоятельно не может отвечать на обвинения, а во-вторых является достаточно одиозным, чтобы на суде над ним зарабатывать «баллы».

Наконец, в-третьих, похоже, что в Администрации Президента просто нет однозначной кандидатуры, которой бы они могли безусловно доверить ГБР, ведь этот орган, теоретически, будет расследовать возможные преступления, совершенные премьером, министрами, председателем парламента и депутатами, генпрокурором и всеми подчиненными, секретарем СНБО, СБУ, военными, пограничниками, фискалами и сотрудниками пенитенциарной службы. А в довершение — президентами, полномочия которых завершились.

Понятно, что отдавать свою судьбу в руки кого-то просто так никто не собирается. Долгое время А. Матиос называли основным претендентом в руководители ГБР. Однако, похоже, ему тоже доверяют не до конца.

В общем, ситуация на данный момент выглядит следующим образом.

Создание ГБР все-таки «завалили», по крайней мере, на некоторое время. Очевидно, что 20 ноября эта структура не заработает, а потому надо будет как-то приспосабливаться к этой ситуации. Видимо, будут приняты определенные нормы, которые легализуют продолжение ГПУ выполнять свои нынешние полномочия. И по этому поводу ГПУ инициирует предоставление ей права расследовать все подследственные ГБР дела вплоть до 20 ноября 2019 года. По мнению прокуроров, к этой дате передача законных полномочий Госбюро расследований нецелесообразна. В ГПУ срочно уже и законопроект разработали, чтобы продлить срок осуществления ею функций следствия по высшим чиновникам государства еще на три года. А попутно создают так называемую Генеральную инспекцию, которая будет выполнять функции ГБР, но под наблюдением генерального прокурора. Что, кстати, еще раз показывает, кто является одним из ключевых «бенефициаров» саботажа ГБР.

Для общества эту ситуацию будут объяснять, в первую очередь, необходимостью завершения расследования имеющихся на данный момент резонансных прав. В частности, о преступлениях Януковича а также о массовых убийствах на Майдане. Собственно, об этом в ГПУ говорят уже сейчас, что, мол, нельзя отдавать «почти доведены дела» в никуда.

С Януковичем ситуация тем интересна, что, собственно, ГПУ то сначала сосредоточилась на самом деле о «государственной измене», и ставила в качестве условия направления в суд других дел по бывшему президенту только вынесения приговора именно по ней. Теперь это затягивание приобретает объяснения.

Сложнее будет объяснить ситуацию «западным партнерам», под давлением которых, собственно, и было принято положение о реформе правоохранительных органов Украины. Очевидно, будут ссылаться на Фактическую неготовность» и необходимость получить больше времени на реализацию изменений.

Похоже, что тянуть будут максимально долго, сколько будут ресурсов и времени. В то же время, пока время еще есть, Луценко будет пытаться использовать максимум из нынешней должности для зарабатывания политического капитала. В то же время, даже если завтра появилось бы принципиальное политическое решение о «запуске ГБР», то этот процесс бы занял не менее года, учитывая масштабы необходимой работы, а также то, что все должно реализовываться на основе конкурсов. А последние у нас никогда не проходят быстро и без скандалов.

Поэтому, очевидно, никакой реальной ГБР у нас до парламентских выборов точно не будет, а там этот вопрос может постепенно отойти на второй план на длительный промежуток времени.

Петр Олещук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги:

Последние Политическая правда

Scroll Up

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: