Сила в правде

Навигация

Языковой вопрос: что Украине делать с «ратующими» венграми

в Политическая правда/Публикации

Международные политические конфликты – состояние для стран перманентное. Они могут внезапно возникать, внезапно прекращаться. Страны, будто люди, перекрикиваются на улице, спорят в транспорте, решают в международном суде, кто кому на ногу наступил… Только в большем масштабе.

Такие конфликты могут затухать и снова между странами могут устанавливаться вполне добрососедские отношения.

Например, кто помнит резкое противостояние России и Турции два года назад, после того, как турецкие ВВС сбили российский истребитель, неосторожно залетевший из Сирии? Спустя два года взаимные санкции сняты, а президент Турции Эрдоган – теперь союзник Путина.

Тот же Эрдоган еще год назад жал руки голландскому премьеру и канцлеру ФРГ. Это не помешало полгода назад ему же заявлять в адрес голландцев страшные обвинения, а Англеу Меркель — обвинять в дискриминации не-христиан в Германии и анти-турецкой политике.

Впрочем, иногда бывает с точностью до наоборот – вчерашние союзники могут разругаться вокруг гуманитарных вопросов. Примером могут быть   отношения Польши и Украины. Буквально за один год в гуманитарных вопросах, где, казалось бы, страны достигли примирения и компромисса еще в конце 90-х, разразилось противостояние со взаимными обвинениями в убийствах десятков тысяч человек. После выборов в Польше страсти поутихли, но последствия «Волыни» ощущаются – и периодически вспыхивают в новостях нелицеприятным поведением одних против других уже в XXI веке.

Новый конфликт вспыхнул у Украины со странами Центрально-Восточной Европы на фоне принятия нового закона «Об образовании».

Согласно закону, в государственных и муниципальных школьных учреждениях образование только на языке представителей нацменьшинств может идти до 5 класса, дальше образовательный процесс должен продолжаться с использованием государственного языка, то есть – украинского.

Исключения были сделаны только для нацменьшинств, не имеющих своего государства (коренных народов) – крымских татар и караимов.

Претензии в связи с «языковой дискриминацией детей» заявили сразу четыре государства: Болгария, Венгрия, Румыния, Греция.  Каждая из этих стран активно поддерживает свое национальное меньшинство, компактно проживающее в той или иной части Украины. Например, несколько тысяч румын проживают в Черновицкой области, несколько десятков тысяч болгар – на юге Одесской, более сотни тысяч греков – в приазовских районах Донецкой области, и несколько десятков тысяч венгров проживают в Закарпатской области вдоль украино-венгерской границы.

Основные претензии стран касаются стать 7 закона – в ней как раз говорится о школьном образовании. Все четыре государства отстаивают идею необходимости обучения представителям нацменьшинств на своем языке до 11 класса. Украинская позиция – с 5 класса обучение должно быть на украинском языке, с параллельным изучением родного языка.

«Камень преткновения – всего одна статья закона. Хотя сам закон очень большой, он регулирует и школьное и университетское образование, разрабатывает подходы… условно говоря, это рамочный закон. Его нельзя отменить из-за несогласия по одной статье. И президент был абсолютно прав, что подписал его. Чтобы не было конфликта, статью 7 Украина отправила на анализ в Еврокомиссию и Венецианскую комиссию – на соответствие норм европейским стандартам. Далее, из их выводов Украина сможет принимать дальнейшие шаги», — рассказал нам Богдан Яременко глава Общественной организации «Майдан иностранных дел».

В итоге три государства (Румыния, Болгария, Греция) удовлетворились ожиданием выводов Венецианской комиссии по седьмой статье.

Но не Венгрия. Венгерский МИД несколько дней назад выпустил резкое заявление министра, в котором тот заявил, что Венгрия будет блокировать любое сближение Украины и ЕС, в том числе и по Восточному партнерству.

Неожиданно резкое заявление, исполненное агрессии и выпада напомнило заявления польских политиков о необходимости ответственности Украины на Волынь в одностороннем порядке.

Украина снова столкнулась с политическим конфликтом, причем с еще одним западным соседом.

Что делать?

Экксперты советуют – не паниковать и относиться к таким заявлениям спокойно. Это частое явление в этом регионе.

«Все эти страны в Восточной Европе ведут себя так периодически не только по отношению к друг другу, но и к Украине. Это временное явление, надо понимать, что в Венгрии скоро выборы, и, кроме того, в этих странах довольно сильны позиции правых партий. И для них вопросы этничности, языка и т.д. довольно важны. Украине надо учиться жить в таком окружении, ничего страшного нет, важно не разогревать ситуацию до предела», — говорит Богдан Яременко.

По его словам, все остальные страны начали утверждать подобное в унисон с Венгрией, чтобы поддержать ситуацию и не остаться в глазах электората правящих партий крайними.

Что же до Венгрии, то для правящей партии «Йоббик», которая является резко выраженной националистической силой, такой повод упустить было нельзя – и понеслась.

Как отвечать Украине?

У Киева в ответ на  критику Будапешта есть целый арсенал аргументов. Среди них –и исторические, и гуманитарные, и политические. Важно – не смешивать их друг с другом, чтобы гуманитарный троллинг не перевести в политическую грызню, а серьезные политические аргументы – не обесценить.

Гуманитарный вопрос.  Кто больший автохтон?

По мнению историка Александра Палия, в ответ на резкие заявления венгерской желтой прессы украинские таблоиды могли бы ответить встречным вопросом об автохтонности.

«В ответ на вопрос, кто на чьих землях раньше живет, можно спросить – а что же было в венгерской долине до венгров? А там проживало славянское население, недаром одной из популярных венгерских фамилий является типично славянская Ковач. Конечно, для серьезных дискуссий такой тон не подходит, но в ответ на резкие заявления особо крайних особей из низового политикума …», — отмечает Палий.

При этом  необходимо отметить, что венгерская община в Украине до сегодняшнего момента не имела никаких проблем или сложностей, которые позволяли бы говорить о какой-либо ее дискриминации. Это говорит о том, что для украинцев такие вопросы являются весьма второстепенными, и надо донести до венгерских представителей, что и для венгров нет никаких оснований говорить о том, что украинское государство ставит своей целью ущемление прав общины. Поэтому политический градус надо сбавить.

Исторический вопрос. Вторая мировая война.

Одно из провозглашений украинской независимости в ХХ веке состоялось 15 марта 1939 года. При оккупации Чехословакии немецкими войсками, нынешнее Закарпатье провозгласило независимость Карпатской Украины, утвердив парламент, армию (Карпатскую Сич), избрав президентом Августина Волошина и объявив о желании бороться за Украину в целом от советской оккупации.

В ответ уже через три недели венгерские войска перешли границу и начали оккупацию Закарпатья. Войска немногочисленной Карпатской Сичи не могли противостоять регулярной армии мадяров и постепенно отступали, сдавая позиции. В итоге началу апреля вся территория Закарпатья оказалась оккупирована венграми. Карпатская Украина прекратила существование, парламент был распущен. Молодое украинское государство просуществовало чуть более двух недель.

При оккупации венгерские войска жестоко расправлялись с украинскими военными, даже когда те добровольно сдавались в плен. Часть из них передали в соседнюю Польшу, где более 600 бойцов Карпатской Сичи были расстреляны.

На этом украино-венгерское противостояние на войне не закончилось. С 1941 года Венгрия выступала союзником нацистской Германии при оккупации Украины в ходе советско-немецкого противостояния.

В частности, пехотинцы 105-й пехотной дивизии венгерской армии под командованием Алдя-Папа Золтана Йогана принимали участие в оккупационных и карательных акциях на Черниговщине. Они участвовали в массовых убийствах 1-2 марта 1943 года в селе Корюковка на Черниговщине, когда в ответ на акции партизан оккупанты убили более 6000 жителей села и сожгли почти все из 1400 построек населенного пункта.

Многочисленные акции не могли пройти бесследно. И после 1945 года контролируемое Москвой венгерское правительство выдало 25 военных преступников Черниговскому суду. Часть из них были расстреляны, однако почти половина получили сроки заключения, а через 20 лет – вернулись на родину.

Несмотря на такие болезненные точки исторического опыта, после 1945 года венгры были едва ли не единственной нацией, которая не подверглась насильственной депортации из советской Украины (например, очень жестоко депортировали поляков из Львова и Станислава, а также немцев из Запорожской области и Львова).

При этом само Закарпатье было отторгнуто от Венгрии в пользу УССР.

Венгерская же община пострадала меньше других и в советское время не знала таких притеснений, которым подвергались немцы или греки.

Этот позитивный опыт также мог быть хорошим вкладом в копилку украино-венгерского консенсуса – и украинским аргументом великодушия и понимания.

«Надо вести себя как понимающая ситуацию крупная нация. У многих народов центрально-восточной Европы есть комплекс «малых народов». У нас его быть не должно. Мы должны подходить ко всему спокойно и солидно, без истерик», — отмечает Александр Палий.

По его мнению, Украине не стоит вспоминать взаимные обиды времен Второй Мировой.

«Нет, никаких территориальных или финансовых претензий за события едва ли не столетней давности предъявлять не стоит. Это незрелая позиция», — считает Палий.

Политическая позиция

Украина не подняла пока что главного анти-венгерского аргумента – законодательства.

«Надо просто взять и конкретно, спокойно и без волнений попросить венгров показать примеры европейского законодательства в этом вопросе, а оно, скажу, в большинстве стран не отличается от украинского. Надо задать вопрос – а почему в Венгрии нет ни одной украинской школы?», — отмечает Палий.

При этом он отмечает, что именно такие аргументы могут помочь решить проблему – так как местные проблемы можно решить при реформе децентрализации при помощи подзаконных актов и решений муниципалитетов на местном уровне.

«Украина заняла, мне кажется, правильную позицию. Мы спокойно отдали седьмую статью, и только ее, это важно, в Венецианскую комиссию и Евросовет – и взяли паузу. Так делают зрелые страны. Вот дождемся выводов – тогда Украина посмотрит, какими они будут и будет решать, делать что-либо, или не делать, если делать, то как», — считает Богдан Яременко.

Пока что же ни одно официальное лицо Украины не сделало ни одного резкого заявления ни в сторону официальной Венгрии, ни в сторону венгерской общины Закарпатья. А венгерский министр иностранных дел Сиарти вынужден был на фоне спокойной реакции Украины поправить свое заявление о «блокировке отношений Украины и ЕС», ограничившись тезисом про «Восточное партнерство».

Важно другое – несмотря на исход дискуссии по  конкретной статье и одному вопросу, в целом закон «Об образовании» заработал – реформа запущена. Детали будут обсуждаться после выводов высоких европейских институтов. Важно, что Украина сделала все, чтобы на ровном месте не вспыхнул очередной гуманитарный политический конфликт, который мог бы быть использован противниками Украины для дискредитации государства, а его инициаторами – для мобилизации своего электората.

Сергей Костеж

Подписывайся на Народна Правда в Twitter. Узнавайте первым самые важные новости.
Завантаження...
Завантаження...

Последние Политическая правда

Scroll Up